Долгое время добывание и хранение огня было делом трудным и ответственным, а его утеря — настоящей трагедией . Первобытные люди добывали огонь трением, и это было весьма нелегко. Затем вращающуюся палочку заменил трут, который делали из грибных наростов на дубе или ясене. После вываривания в воде с золой полученную массу пропитывали раствором селитры; трут начинал тлеть от малейшей искры, которую получали при ударе твердого камня (кремня) о стальное огниво (вместо стали иногда брали колчедан). При раздувании тлеющий трут мог поджечь сухую лучину. Такой способ добывания огня использовался в течение многих столетий — в Европе вплоть до середины XIX века. В 1770 году была изобретена электрическая зажигалка, в которой струя водорода воспламенялась от искры электрофорной машины. Это был красивый демонстрационный эксперимент на лекции по электричеству, но для бытовых целей такой прибор не годился. Следующий прорыв в деле получения огня связан с открытием немецкого химика Иоганна Вольфганга Дёберейнера (1780-1849). Сначала он был аптекарем, что типично для многих химиков того времени, включая и знаменитого Шееле, затем владельцем фабрики, а с 1810 года — профессором химии, фармации и технологии в Иене. Одно из важнейших открытий Дёберейнера — катализ: способность мелкораздробленной платины (платиновой черни) стимулировать протекание ряда химических реакций; при этом сама платина не претерпевает изменений. В 1821 году он обнаружил, что платиновая чернь окисляет пары винного спирта до уксусной кислоты уже при комнатной температуре. Через два года открыл способность губчатой платины при комнатной же температуре воспламенять водород. Если смесь водорода и кислорода (гремучий газ) ввести в соприкосновение с платиновой чернью или с губчатой платиной, то сначала идет сравнительно спокойная реакция горения. Но так как эта реакция сопровождается выделением большого количества теплоты, платиновая губка раскаляется и гремучий газ взрывается. На основании своего открытия Дёберейнер сконструировал «водородное огниво» — прибор, широко применявшийся для получения огня до изобретения спичек. В 1862 году голландский промышленник Петрус Якоб Кипп сконструировал удобный аппарат для получения водорода, ныне носящий его имя. Эту конструкцию использовали и в водородном огниве: выходящую из аппарата струю водорода направляли на губчатую платину. Придя с ней в соприкосновение в присутствии воздуха, водород воспламенялся. Конечно, аппарат Киппа в карман не положишь; это огниво также могло быть только стационарным. Сейчас о «водородном огниве» знают только историки науки. Его быстро вытеснили спички, сначала опасные — фосфорные, потом безопасные — серные (раньше их называли шведскими, по имени страны, где их впервые стали выпускать). Однако у спичек немало недостатков: они легко отсыревают, их пламя задувается ветром, на производство спичек уходит масса древесины, в производстве используется опасная бертолетова соль. Альтернативой спичкам служит не менее распространенная зажигалка. Раньше зажигалки заправляли бензином. Бензин пропитывал фитиль, испарялся, и его пары поджигала искра, получаемая от трения стального колесика о маленький цилиндрик, сделанный из специального сплава. Этот сплав изобрел австрийский химик Карл Ауэр фон Вельсбах, воспользовавшись пирофорностью церия: если проволоку из него поскрести ножом, то образующиеся мельчайшие пылинки воспламеняются на воздухе. Ауэр усилил пирофорность, сплавив церий с другими металлами. Сплав мишметалл (от немецкого ггнзспеп — смешивать) содержит церий — 66%, лантан — 8%, железо — 25%, магний — 0,5% и медь — 0,5%; при ударе или энергичном трении о стальное колесико он дает множество искр, которые легко поджигают фитиль. Кстати, аналогичный сплав на основе церия используют и в трассирующих пулях и снарядах. Специальная насадка из пирофорного сплава надета на снаряд снаружи, при большой скорости полета трение насадки о воздух заставляет снаряд искрить, в результате чего ночью легко проследить его путь. Бензиновые зажигалки со временем уступили место более удобным газовым. В них под небольшим давлением находится сжиженный газ — бутан или его смесь с пропаном. «Зажигательный» механизм в них оставался прежним: колесико и кремень. Более поздние конструкциии обходятся без движущихся деталей: в них нет ни традиционного зубчатого колесика, ни кремня. Зажигание газа производится либо раскаляемой током тонкой нихромовой проволочкой, либо искрой, которая проскакивает между двумя электродами. В первом случае в зажигалке должна быть батарейка, а во втором — пьезоэлемент. Сравнительно недавно венгерские изобретатели, вспомнив «огниво» Дёберейнера, сконструировали зажигалку нового типа: на выходе струи газа находится платиновая спиралька, которая катализирует реакцию горения. Пламя у новой зажигалки сильное и устойчивое, ему не страшен ветер.
|