«Если
только не убедит меня в том Писание и здравый рассудок, то я не приемлю
авторитета ни пап и соборов, ибо они пребывают между собой в
разногласии, моя же совесть вверена Слову Божьему. Я не могу и не желаю
ни от чего отрекаться, ибо идти наперекор совести – дело неправильное и
опасное. Да поможет мне Бог. Аминь». Мартин Лютер.
Мир после Реформации: идеи, изменившие западного человека
31
октября 1517 года доктор богословия Мартин Лютер прибил к дверям
виттенбергской Замковой церкви манифест «95 тезисов». Так началась
Реформация. В
этих тезисах и последующих работах Мартин Лютер критиковал
коррумпированность и безграничную власть римско-католической церкви. Он
утверждал, что искупление человеческих грехов не связано ни со
священными таинствами, ни с церковной иерархией, ни с покупкой
индульгенций. Человека от греха может спасти вера и только вера в
искупительную силу Иисуса Христа. Источником же спасительной веры
является Библия. Все
это означало, что каждый христианин наделялся религиозным авторитетом, и
каждый мог читать и трактовать Библию в согласии со своей личной
совестью, сообразно собственным взаимоотношениям с Богом. «Если только
не убедит меня в том Писание и здравый рассудок, то я не приемлю
авторитета ни пап и соборов, ибо они пребывают между собой в
разногласии, моя же совесть вверена Слову Божьему. Я не могу и не желаю
ни от чего отрекаться, ибо идти наперекор совести — дело неправильное и
опасное. Да поможет мне Бог. Аминь»,— провозглашал Мартин Лютер. Эти
идеи привели к глубоким преобразованиям в Западном мире. Они раскололи
единство религиозного мира: складывался протестантизм из последователей
реформации, начались внутренние изменения католической церкви. Основание
Реформации — священство всех верующих и авторитет личной совести в
толковании Писания — привели к новому пониманию ответственности и
истины. Авторитет личной совести повысил ответственность человека за
совершаемые поступки, что дало импульс формированию самодействующих
личностей, способствовал освобождению человека. Неизменная и объективная
истина, согласно реформаторам, теперь пребывает исключительно в
откровении Слова Божьего и запечатлена в Библии. Тогда как в
римско-католическом мире истина, явленная через Откровение и получившая
письменное закрепление в Библии, затем стала основой для непрерывного
развития в церковной традиции. Каждое поколение отцов и учителей Церкви
уточняло и отшлифовывало все более точные положения христианского
учения. Теперь мнения общепризнанных авторитетов, предубеждения и
искажения, порожденные традицией, подвергались критике, испытанию. Это
послужило формированию критического мышления. Реформаторы
подчеркнули границы между Творцом и творением, между неисповедимой
волей Бога и конечным разумом человека, между трансцедентностью Бога
(потусторонностью) и вторичностью мира (посюсторонностью). Ограничение
реформаторами возможностей человеческого разума (невозможно напрямую
познать Бога), сводившие его к познанию «посюстороннего» мира (как мира,
сотворенного Богом), стала необходимой предпосылкой для нового
естествознания, познания Космоса и, в конечном счете, современной науки. Реформация,
совпавшая с подъемом светского национального самосознания, в первую
очередь немецкого, разрушила претензии католицизма на мировое
господство. Не было больше такой высшей власти, духовной и
международной, к которой прислушивались бы все государства. Главной
единицей политической жизни отныне стало самостоятельное светское
государство. Кроме
того, между человеком и Богом более не было посредников — церковных
авторитетов, появилась необходимость переводов Библии с латыни на
народные языки и диалекты: так возникли, прежде всего, немецкая Библия в
переводе Мартина Лютера и ее авторизированная английская версия — т. н.
Библия Короля Иакова. В итоге, это привело к развитию национальных
языков. Реформация
оказала влияние и на экономическое развитие стран Европы. Религиозным
смыслом наполнилось обычное человеческое существование, которое ранее
игнорировалось церковью. Христианским идеалом отныне провозглашалось не
целомудрие, а священное таинство брака, домашняя жизнь, воспитание
детей, земные труды и заботы о хлебе насущном стали почитаться как дела
воистину важные, в которых укрепляется и возвышается человеческий дух.
Отныне священному призванию отвечало не только монашество, как это было в
средние века, но и любой полезный труд, любое положительное занятие. Таким
образом, последствия Реформации оказались сложными и неоднозначными.
Она подтолкнула западную цивилизацию и западного человека к
преобразованиям, а вместе с идеями Возрождения и Просвещения обозначила
контуры современного мира и современного человека. На Россию идеи
Реформации также оказали влияние. Однако это влияние не было
непосредственным. Идеи Реформации дошли до нашей страны в свернутом виде
— через предпринимательство, науку, культуру. Сам же протестантизм как
религиозное движение лишь завоевывает свое место в современном
российском обществе.
|